Тиара с камеями

Уникальная золотая тиара, украшенная жемчугом и камеями, находящаяся в шведских королевских хранилищах, наполнена историей и символикой. Все, начиная от того, как она была создана в наполеоновской Франции, и заканчивая историями, рассказанными отдельными камеями в этом изделии, могут рассказать многое. Сегодня мы рассмотрим и то, и другое, наряду с фантастическими изображениями изделия крупным планом.

Украшение с камеями, ныне принадлежащее шведской семье Бернадотт, была первоначально подарена Наполеоном I императрице Жозефине в 1809 году. В комплект входит тиара, ожерелье, браслет и пара серег. Сегодня украшение также включает в себя брошь, которая, как полагают, является несколько более поздним дополнением к гарнитуру. Выше королева Сильвия надела весь комплект – тиару, серьги, ожерелье, брошь и браслет (на правом запястье)—для церемонии вручения Нобелевской премии в 2005 году.

Тиара добралась из императорской Франции в королевскую Швецию немного окольным путем. Она была унаследована сыном Жозефины, Евгением де Богарне, а затем передана его дочери, королеве Швеции и Норвегии Жозефине. Она завещала камеи своей дочери, принцессе Евгении, которая, в свою очередь, завещала их своему племяннику, принцу Евгению. Он подарил этот набор принцессе Сибилле, матери нынешнего короля, в качестве свадебного подарка в 1932 году, и с тех пор украшение остается у Бернадоттов в Стокгольме.

Тиара – пример драгоценного изделия начала XIX века, которое умудряется быть впечатляющим без единого бриллианта. Жемчужины, оправленные в красное золото, образуют узоры в виде антемия, окружают камеи и усеивают основание.

Посмотрите на остальную часть набора в футляре. Все эти камеи украшены бриллиантами. Браслет и ожерелье украшены нитями жемчуга между камеями, в то время как серьги и брошь полностью украшены бриллиантами. Часто говорят, что брошь не была сделана в соответствии с оригинальным набором, и эта теория подкрепляется формой коробки. Обратите внимание, что место, где находится брошь, имеет форму гребня для волос, а не самой броши: вероятно, первоначально в комплект входила расческа, которая теперь отделена от остальных драгоценных изделий.

Камеи сами по себе – чудо. В недавнем документальном фильме о шведских королевских драгоценностях эксперт Сесилия Эндрю подсчитала, что на вырезание некоторых отдельных камей мог уйти целый год. Во время съемок сериала было обнаружено, что некоторые камеи подписаны. Это центральная камея из тиары, сделанная Джузеппе Джирометти. Его подпись едва видна по краю камеи.

Это одна из трех камей из набора, на которой не портрет, а живая картина. Две фигуры, изображенные здесь, — это Венера, богиня красоты и любви, и ее сын, Купидон, бог страсти и желания. Видите маленькие крылышки Купидона? Он тянется за своим луком и стрелами, которые держит его мать. (Картины с изображением Венеры, обезоруживающей Купидона, были популярны в эпоху Возрождения). Шведские королевские особы любят драгоценности в стиле Купидона — у них также есть великолепная брошь с бриллиантовой стрелой. Соответственно, кронпринцесса Виктория надела обе драгоценности во время своих свадебных торжеств в 2010 году.

Еще одна камея, изображающая мифологическую сцену, была вырезана Винченцо Катеначчи. На ней мы видим Купидона с маленькими крыльями и Бахуса, бога вина. Бахус, который, кажется, сидит на льве, предлагает кубок вина Купидону, который жадно пьет. Думается, мы все можем догадаться, что означает бог страсти и желания в сочетании с вином! Эти два бога также часто изображаются вместе в других подобных произведениях искусства, включая эту рельефную скульптуру Бертеля Торвальдсена.

Большинство остальных камей в наборе представляют собой портреты, на многих также изображены другие боги и богини. Некоторые из них легко идентифицировать, у других есть черты, которые кажутся немного более общими. Это одна из фигур, изображенных на тиаре рядом с центральной камеей Венеры и Купидона.

Эта камея, расположенная по другую сторону от камеи Венеры и Купидона, почти наверняка изображает Цереру, богиню урожая. Обратите внимание на сноп пшеницы, заправленный ей за ухо! Камея была сделана Филиппо Регой, который подписал свое имя греческими буквами на краю произведения. По дизайну она похожа на камею, найденную в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке.

Данная камея является частью браслета из комплекта. Это еще один довольно легко идентифицируемый бог: крылья на голове фигуры означают, что это, вероятно, Меркурий, бог торговли.

Вот еще один крупный план камеи с браслета. На ней изображена богиня в шлеме, украшенном лошадью. Это почти наверняка Минерва, богиня мудрости и справедливости. На броши имеется еще одна камея с портретом: в ожерелье есть еще три и две – в серьгах. Вы можете увидеть некоторые из них крупным планом в нашем предыдущем посте.

Камея в центре бриллиантовой цветочной броши изображает типичный портрет римского императора, увенчанного лавром. Но в документальном фильме эксперт Горан Альм подтверждает, что человек, изображенный на камее, является никем иным, как самим Наполеоном Бонапартом. Император увлекался иконографией, которая связывала его с правителями древности, и эта камея, по-видимому, является примером такой художественной образности.

Благодаря центральной камее, изображающей двух богов любви, и форме, напоминающей традиционные скандинавские свадебные короны, неудивительно, что эта хрупкая, нежная фамильная реликвия стала свадебной тиарой семьи Бернадотт. Ее надевали две сестры короля, принцесса Биргитта и принцесса Дезире, в дни своих свадеб. Ее также надевала его жена, королева Сильвия, на их свадьбе в 1976 году, и их старшая дочь, кронпринцесса Виктория, на ее свадьбе в 2010 году.

(Visited 5 times, 1 visits today)

Читайте также:


Софья Молоток

Главный редактор блога myjewels.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.